<== Предыдущая страница Оглавление Клинцы Следующая страница ==>
Базарные дни
Не могу не сказать, что еженедельно в Клинцах было три базарных дня: среда, пятница и воскресенье. В эти дни на торжище, что было на месте сада им. Щорса, приходили и приезжали крестьяне из ближних деревень. Тогда еще не принято было говорить “базар”, а говорили по старинному “торговая площадь”, “торговые ряды”, “торжище”. На торжище несли продавать: яйца, молоко, сметану, творог, мед, птицу, мясо, свежую рыбу, зелень, овощи, фрукты. Когда наступал срок ягод, торговая площадь была заполнена дешевой лесной ягодой: земляникой, черникой, брусникой. В эти дни продавцы ягод занимали всю площадь, рассаживаясь рядами. Крестьянки торговали ягоду в белых фартуках. Сидя прямо на земле, они ставили стакан на фартук между выпрямленных ног, а из корзин, кошелей, лукошек насыпали в стаканы чудесные душистые ягоды. Стаканы заполнялись с верхом (“коптором”), а не впритрусочку. Просыпавшуюся ягоду с помощью фартука собирали в кучку и сбрасывали в кошель. Стоили ягоды 3-5 копеек стакан. Аромат земляники растекался далеко за пределы торжища.
В продаже всегда, почти до начала лета, были вкусные моченые яблоки, приливные гвоздичные груши, соленые огурцы, квашеная капуста, соленые помидоры с горчичкой.
Как на ярмарках, так и на торжище всегда присутствовали музыканты: гармонисты, балалаечники. Можно было услыхать скрипку, лиру. Но однажды забрел в Клинцы музыкант с волынкой. С помощью многочисленных трубочек, торчавших из кожаного воздушного мешка, музыкант извлекал веселые мелодии.
Шум торговой площади состоит из звонких голосов кричащих, поющих, ругающихся, спорящих людей. В разных углах торговой площади гармонисты исполняют вальсы, плясовые, например, “барыню”. В стороне нищий поет грустное повествование “Кирпичики”, модное в те годы. Музыкантов обступает народ, сердобольные слушатели и зрители бросают в шапку монетку. С разных сторон доносятся возгласы зазывал-продавцов, расхваливающих товар рифмованными фразами. На проходе работает точильщик. Он затачивает ножи, бритвы, ножницы.
В будние, небазарные дни, точильщик ходит по улицам и громким певучим голосом на высоких нотах оповещает: “Тачи-и-ить, кому тачи-и-ить бритвы, ножницы, ножи, тачи-и-ить, тачи-и-ить!”. Свой точильный станок с набором круглых точильных камней он несет на плече. Из калиток появляются женщины, в руках у них режущие инструменты. Со всех дворов сбегается детвора, поглазеть. Точильщик ногой надавливает на педаль, приводя в движение маховое колесо. От махового колеса ременная передача передает вращение малому колесу, сидящему на оси. На этой же оси нанизаны круглые точильные камни разных размеров и разной зернистости. Точильщик прикоснется ножом к вращающемуся камню, а из-под ножа с визгом срывается сноп огненных искр. Зрелище завораживающее. Точильщик в глазах детворы – настоящий волшебник.
В старину были развиты разные кустарные ремесла. Время от времени по улице шел один из таких кустарей с деревянным ящиком для инструментов на одном плече и обручами для бочек на другом. Громким голосом протяжно кричал, почти пел: “Бочки починять, пилы точить, нарезать!”. У нас была поперечная пила с поломанными зубьями. Пригласили кустаря починить пилу. Он тут же на дворе расположился со своим инструментом, специальным примитивным штампом обрубил все зубья и с помощью этого же штампа и молотка вырубил новые зубья, наточил их напильником – и получилась новая пила. Я был поражен такому “волшебному” превращению нашей старой пилы в новую. Попутно мастер взял кусок стального листа, насек зубья помельче – и получилась ножовка. Спустя 50 лет ножовка пилит, как новая, эту ножовку я подарил сыну на память.
Крестьяне приезжали торговать на лошадях. Тут же задавали лошадям овса в мешке. Такой мешок подвешивали к лошадиной морде, или же давали сено. Лошадь, занятая едой, спокойно переносит базарный шум и суету. Те старые базары источали свои особые запахи. Идешь по базару, а запахи сменяют один другой. Вот потянуло запахом конского пота, вот пахнуло соленой рыбой. Там пахнет огурцами, свежей рыбой, подсолнечником, здесь – яблоками, сечным медом, молоком. Базар – это букет запахов.
В Клинцах мастерски делали пастилу. Я помню, как готовили ее дома. Брали яблоки, паданку, чистили, пекли, протирали через сито. Затем добавляли яичный белок, сахар, затирали в большой деревянной миске деревянной ложкой до густого белого состояния. Для запаха добавляли ваниль, сок рябины или малины. Затем накладывали ложкой пастильное тесто на деревянные доски, смазанные маслом, и запекали в русской печи. Готовую пастилу пересыпали сахарной пудрой и сохраняли всю зиму. Пастила была вкуснее конфет.
В Клинцах были семьи, которые занимались изготовлением пастилы на продажу. Когда еще не была проведена железная дорога, по осени за пастилой в посад Клинцы приезжали на лошадях купцы из Риги, Варшавы, Москвы.
В те давние дни, о которых идет рассказ, в городе и в стране было много нищих. В базарные дни они собирались у входа на торговое место, в праздники, во время обедни, стояли у паперти храма, а в будние дни с сумой через плечо растекались за мирским подаяниям по городу. Подойдет нищий к окну, постучит: “Подайте милостыньку, Христа ради!”. Выносят, кто лустку хлеба, кто пятачок или гривенник. Нищий с поклоном благодарит: “Спаси Христос!”, – и идет к следующей хате.
А слепые “кобзари”, те обычно медленно идут с поводырем посреди улицы, по дороге, вращая ручку лиры, другой рукой перебирая несколько деревянных клавиш. Под гудение лиры поют какую-то жалобную стихиру, чаще всего – религиозного содержания. Подаяние нищим обычно поручалось детям. Кобзарь в этот момент останавливается, прерывает пение, благодарит и снова мелкими шагами идет по улице, продолжая пение с того места, на котором его прервали.
Если в окно стучала старушка с приговором: “Пожертвуйте Христа ради насвечу!”, с ударением в слове “насвечу” на первый слог, это добровольные старатели собирали подаяние для нужд церкви.
<== Предыдущая страница Оглавление Клинцы Следующая страница ==>