<== Предыдущая страница        Оглавление        Клинцы        Следующая страница ==>


 

Сенной базар

В годы моего детства сенной базар находился напротив Белой больницы, на углу Большой улицы и Ореховки (ул. Орджоникидзе). Сенной базар – важная и необходимая часть привозной торговли. Сено было основным кормом для лошадей и коров. Сенной базар в Клинцах неоднократно менял свое место, удаляясь от центра по мере роста посада, но всегда оставаясь на его окраине. Сенным базаром когда-то, в XIX веке, был “пионерский сквер”, что на пересечении улицы Пустынка (теперь часть проспекта им. Ленина) с улицей Нововознесенской (ул. Парижской Коммуны). В конце XIX века сенной базар перенесли на Конную площадь. Тогда это была окраина посада, здесь заканчивалась Большая улица. Но в первые годы XX столетия Конную площадь засадили липами, сиренью, обнесли забором и превратили в Сад Клинцовского Вольного Пожарного общества, а по сути – в Городской Сад с летним театром в центре сада. Сенной базар отодвинулся за улицу Ореховка к деревне Забегаевке. А когда построили Земскую больницу (Белую), то сенной базар оказался почти напротив больницы. На этом месте базар просуществовал недолго и вскоре был перенесен в конец улицы Евлановки (ул. Свердлова).

О сенном базаре хочется сказать несколько слов, потому что теперь таких базаров нет и уже никогда, наверное, не будет. Сенные базары стали историей. На сенной базар сено везли со всего уезда. Осенью телеги, а зимой сани, нагруженные душистым сеном, заполняли всю площадь. Крестьяне-мужики терпеливо ожидали покупателя. Клинчане понимали толк в хорошем сене. В каждом дворе держали корову. Утром, еще на рассвете, коров выгоняли со двора в стадо и передавали пастуху. Пастуха нанимало общество, оплачивая в складчину его каждодневный труд. Вечером пастух пригонял стадо с выгона. Коровы сами находил свои ворота, приветствовали зычным мычанием свою хозяйку и устремлялись в хлев, где их ждало сытное пойло.

Утром, собирая стадо, пастух выдувал из рожка свой незамысловатый мотив. Прогоняя стадо по городу, пастухи не подавали голоса: не разрешали городские власти. За городом, в поле давали себе волю, покрикивая на непослушных и своенравных молодых коров. Некоторым пастухам помогали собаки. Нужно видеть, с каким знанием дела работает собака-пастух. Она следит, чтобы коровы не разбрелись, выгоняет коров из кустарника, из болотин, сгоняет их в стадо, подгоняет и направляет стадо, куда нужно. Пастух с собакой не знает горя. Идет, песню поет, изредка пощелкивая бичом. Пастухам без собаки приходится трудно. У каждой коровы свой характер и нрав. Некоторые своенравные коровы ведут себя, как анархисты. Ни рожок, ни брань пастуха до них не доходят. Они понимают только кнут. А стада сбивались большие – попробуй побегай за каждой коровой. Из Клинцов в 1920-е годы гоняли 3-4 стада в разных направлениях. Себе в помощники пастухи нанимали подпасков. Ребята в возрасте от десяти до пятнадцати лет с удовольствием выполняли роль загонщиков стада.

В каждом дворе, и даже в центре города, стояли рубленые из кругляка теплые коровники с высоким сеновалом-чердаком. Старые клинчане, выходцы из России, называли их поветью, а новоселы из деревень – коровник, хлев, пуня. Сено складывалось на верхнем этаже-чердаке повети и в течение зимы сбрасывалось под ноги коровам. У кого не было повети, те ставили позади усадьбы на огороде или в саду стожки сена.

Недавние поселенцы, перебравшиеся из деревни в Клинцы, заготовляли сено сами и привозили его из своей деревни. Большинство коренных клинчан покупали сено на сенном базаре. Идет покупатель по сенному базару от одного воза к другому, берет клок сена, растирает между ладоней и подносит к носу, нюхает. По сенному аромату определяли качество сена, время покоса, букет трав: луговой, пойменный или лесной. Те из хозяев, кто не хотел быть обманутым, кто хотел угодить вкусу капризной коровы, брали с собой корову на базар. Рога перевязывали веревкой и вели корову в поводу, а на базаре подводили рогатую кормилицу к возу с сеном и наблюдали. Если корова отворачивалась от сена, хозяин с коровой переходили к следующему возу. И так продолжалось до тех пор, пока корова не находила приятное для себя сено. Тут же сговаривались о цене. Крестьяне доставляли сено на усадьбу к покупателю, сами разгружали телегу, сами забрасывал сено на поветь.

 

 

<== Предыдущая страница        Оглавление        Клинцы        Следующая страница ==>