<== Предыдущая страница        Оглавление        Клинцы


 

Завод им. Калинина в 1950 – 1960-е годы

В 1952 году я ушел с должности начальника КБ, оставшись конструктором. Теперь уже как рядовой конструктор я участвовал в разработке и внедрении в производство двухбарабанной трепальной машины (2 БТ), круглочесальных машин разных систем. Много занимался оснасткой для обработки деталей выпускаемых машин: штампы, кондукторы, создавал приспособления для сварки, для обработки деталей искровым методом, для сборки магнитно-масляных пускателей, освоением производства пластмассовых деталей.

Следующим этапом в жизни завода стал выпуск ленточных машин. Первая ленточная машина ЛА-1-Ш была изготовлена в начале 1960 года. А к концу года была выпущена опытным образцом ЛА-2-Ш. Подготовка к выпуску новых машин велась сначала в конструкторском бюро завода, где разрабатывались узлы и детали, составлялись рабочие чертежи. А затем шла доработка узлов машины.

Не могу не упомянуть еще об одном виде продукции, которым занимался целый цех. Это – челночные коробки для ткацких станков всех систем. На протяжении почти всего времени их производства я совмещал роль ведущего конструктора и технолога по их освоению и производству. Надо сказать, что наш завод был единственным в стране заводом, выпускавшим челночные коробки. Технология изготовления их не столь сложна, но здесь возникла другая сложность. В 1950-е годы заводу пришлось изготовлять челночные коробки 105 разновидностей. Это требовало огромного количества специальных штампов и разной оснастки (около 30 видов на каждую коробку), требующих специальных складских помещений. Такое положение очень затрудняло работу цеха, тем более, что штампы были далеко не легенькие. В процессе работы мне пришла удачная мысль – сконструировать несколько универсальных переналаживаемых штампов, которые заменят целый склад индивидуальных штампов. Такие универсальные штампы я создал. В результате оправдалось мое предположение. Освободилось целое складское помещение, цеховикам стало намного проще работать. Вместо горы штампов появились схемы настройки, по которым для каждого вида коробки производили наладку универсальной оснастки. Конечно, мне это стоило огромных трудов и времени, учитывая такое большое количество разных марок коробок. Должен здесь вспомнить добрым словом рационализатора Михаила Устиновича Воронкова, старейшего, опытного мастера-кадровика нашего завода. Он подал рационализаторское предложение и изготовил переналаживаемый штамп для штамповки фигурных деталей – полок челночной коробки, не за один удар, а по процессам. На первых порах этот штамп сыграл свою большую и полезную роль.

Вот, что могу сказать о нашей фамилии Храмченко. Мой отец, Максим Кононович, и дядя, Митрофан Кононович Храмченко, работали на Чугунолитейном заводе Федотова, а затем – на заводе им. Калинина практически с первого года его основания. Кроме того, отец, будучи уже стариком, работал в трудные послевоенные годы на восстановлении многочисленных печей завода. Я, его сын, продолжил трудовую эстафету и 40 лет, с 1936 по 1976 год, отдал заводу, вплоть до ухода на пенсию. И, наконец внук моего отца, а мой сын, Николай Павлович Храмченко, успешно продолжает эстафету труда с 1963 года. Три года, с 1976 по 1979 год, он отслужил в армии и опять возвратился на родной завод. Работает токарем высокого класса в инструментальном цехе. За отличную работу имеет немало грамот, в том числе и областного значения. Многократно Клинцовская газета “Труд” писала о нем, а в 1981 году Николай награжден медалью “За трудовую доблесть”.

Старший сын, Геннадий Павлович Храмченко, работает квалифицированным автослесарем на механическом заводе им. Щорса. Трудовой стаж нашей семьи насчитывает уже более 90 лет и продолжается.

В заключение своих воспоминаний хочу отметить, что завод им. Калинина имеет с давних пор не только традиции машиностроения, но и еще одну замечательную традицию: завод всегда был кузницей опытных кадров. Наши рабочие, техники и инженеры известны как хорошие специалисты и производственники не только на своем заводе, но и на других, более молодых производствах города. Многие воспитанники заводского коллектива занимают там руководящие посты.

1970 – 2000 гг.

(см. “Клинцовский летописец”, Кн. 1, 2004, сс. 183 – 411)

 

<== Предыдущая страница        Оглавление        Клинцы