Назад

 

Смирнов Александр Алексеевич

  

Член Союза художников России,

член Московского объединения скульпторов.

1949 - Родился в г. Клинцы Брянской области. 1975 - Закончил Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова. 1980 - Начал заниматься скульптурой. 1983 - Начало активной художественной жизни.

В настоящее время живет и работает в Москве.

Наиболее полно и органично творческий потенциал скульптора, его философия раскрылись в работах библейского цикла, мотивы и образы которого поднимают важные нравственные проблемы современности.

 

Работы художника находятся:

в Государственном собрании Министерства культуры России, Союзе художников России, Тверской картинной галерее, Мурманском художественном музее, Якутском музее изобразительных искусств, Калининградской художественной галерее, Рязанском художественном музее, Государственном литературном музее в Москве, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 - 45гг., музее истории и реконструкции Москвы, в московских галереях: “Нагорная”, “Техимекс”, “Арт-музеон”, “Варшавка”, “Замоскворечье”, в частных коллекциях России, Франции, США, Германии и Италии. Монументальные работы установлены в Москве, Нижнем Новгороде и Твери.

 

Скульптура как молитва своими словами.

“Скульптура - это икона для улицы, которая может стоять под открытым небом”. Так выражает отношение к основной идее своего искусства скульптор Александр Смирнов. А искусство его вот уже в течение 20 лет посвящено духовной теме. Его философия раскрывается в пластическом воплощении святых и подвижников, в работах библейского цикла, в произведениях-притчах, образах гибели и возрождения, кары и покаяния, добра и зла, в скульптурных изображениях людей, ищущих пути к Богу, к праведности и духовному очищению.

Характерны сюжеты и названия работ скульптора. Это целая галерея образов, раскрывающих многоразличный спектр взаимоотношений человека с Творцом. В этой галерее можно встретить буквально всех персонажей-носителей какой-либо конкретной религиозной темы или идеи. Среди них - монах и ангел, грешник и отшельник, искушаемый и спасенный, схимник и аскет, столпник и паломник, старец-печальник и бабушка-причастница, мытарства и благодать. Но автор не манипулирует произвольно этими понятиями и образами, не делает их эффектными предметами изобразительной моды и коммерции. Он неразрывен с ними и един в своем православном самосознании, в скромных, но очевидных задачах собственного духовного совершенствования. Наконец, в профессиональном становлении себя как скульптора, избравшего совершенно конкретный и особый путь в искусстве, нашедшего свою заветную - “сакральную” тему. После 17-го года XX века в родном искусстве религиозная тема возникала очень редко - либо в виде опасного курьеза, либо в статусе негласной привилегии. И только после перестроечных катаклизмов обозначился настоящий бум религиозности и духовности в русском искусстве. Как и всякий бум, он проявлялся в основном во внешних признаках, в чисто ритуальных воплощениях. Немногие художники и в профессиональном и в мировоззренческом плане слились с сакральной темой, сделались ее проводниками и толкователями. Толкование традиционных православных образов в творчестве Александра Смирнова связано, в общих чертах, с современным пластическим осмыслением древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, народного примитива, мелкой церковной пластики. Заметны также его увлечения античностью, европейским барокко и, быть может, подсознательное влияние на художника всей авангардной пластики XX века. Иначе откуда этот острый интерес к очевидным и скрытым возможностям материала, взаимодействию фактуры и цвета, к сложной и одновременно обобщенной конструкции, к выразительности внутреннего жеста при обманчивой статичной цельности?

Уважение к традиционному канону и стремление к новаторским приемам освоения формы идут бок о бок в творчестве Смирнова. Он прекрасно понимает всю ответственность дерзания, необходимость соблюдения чувства меры и вкуса в решении образной тематики. Но, будучи в рамках традиции, он, как художник, уникален и своеобразен. Благодаря этому качеству так высок зрительский интерес к выставкам скульптора, среди которых уже шесть персональных и участие примерно в 50 общих представительных экспозициях на родине и за рубежом. Не обходят вниманием творчество художника и искусствоведы, пытаясь определить его место и значение в контексте современной скульптуры, охарактеризовать индивидуальный стиль со столь отличной, самоценной образной структурой и со столь адекватной исполнительской техникой, творческой полнотой. Место художника определяет также убедительный объем сделанного и достигнутого. Не сразу пришел он к своему единственному призванию. В 1975 году окончил МГУ, получил совершенно не относящуюся к искусству профессию. Но уже через пять лет, в довольно зрелом тридцатилетнем возрасте, он как бы отринул от себя все лишнее, несущественное и стал увлеченно заниматься скульптурой. Шесть лет обучался навыкам ваяния в мастерской О. Д. Яновского. Интересно отметить, что в течение последних 15 лет Александр Алексеевич сам руководит скульптурной мастерской в Московском дворце творчества детей и юношества. Первые успешные работы Смирнова - портреты Рахманинова, Чайковского, Пушкина, Гоголя, Андрея Рублева - не только обеспечили ему право вступления в Союз художников России и Московское объединение скульпторов, но, главное, -указали перспективу дальнейшего развития в направлении религиозной тематики. Путь лежал прямой и четкий: от образов деятелей русской культуры - к галерее подвижников, духовных пастырей. Среди них признанные удачи - такие станковые и монументальные произведения мастера, как “Патриарх Тихон”, “Никола Мокрый”, “Александр Невский”, “Борис и Глеб”, “Серафим Саровский”, “Благоверный Великий князь Георгий Всеволодович” (проект памятника для Нижнего Новгорода).

Список произведений высокого уровня можно продолжить. Тем более, его продолжит еще сам автор своими будущими работами. А пока Александр Алексеевич Смирнов сдержанно относится к своим поискам и открытиям в решении избранной темы, объясняя, что создает еще только “светскую скульптуру на религиозную тематику”, которая звучит “как молитва своими словами”.