Клинцы - стартовая страница


 

Что предлагают клинцовские историки и краеведы

 

17 декабря 2004 года в городе Клинцы состоялась вторая краеведческая конференция историков и краеведов города. Предстоящее 300-летие города волнует всех, кому дорог город и его история, заставляет пристальней вглядываться в прошлое, и смелее устремлять взгляд в будущее.

Перебирая в памяти события 300-летней истории города, неизбежно оказываешься в самой древней части города, с его узкими, круто сбегающими к речке переулками, кривыми и горбатыми улочками. Старинные названия улиц подсказывают нам имена первопоселенцев. Вот улица Клинцовая, а вот переулок Барышникова. Название “Вознесенская” свидетельствует, что улица образовалась рядом с одним из древнейших храмов города.

Клинчане, первопоселенцы, стремились не столько к земледелию, сколько к промыслу и к торговле. Предприимчивые переселенцы из Центральной России воспользовались близостью Польской границы и развернули успешную приграничную торговлю. В Польшу везли конопляное масло, мыло собственного изготовления. Возвращались домой нагруженные красным товаром, польским сукном, посудой. Накопление первичного капитала шло столь успешно, что уже в 1760-е годы клинчане поставили перед правительством вопрос о придании слободе статуса города. В этом случае богатые обыватели слободы могли бы записаться в купечество, со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Перепись 1767 года показала, что в слободе Клинцы десятки семей владеют капиталом от 50 – 100 и до 1000 рублей, многие дома – двуизбицы, в два этажа, со светелками, с кафельными печами, крыши крыты дором, соломенных крыш нет. В слободе три часовни, одна из них с колокольней, в центре слободы торжище, многочисленные торговые лавки.

В 1782 году, когда слобода стала посадом, из 550 учтенных семей одновременно 70 семей записались в купечество. К этому времени в Клинцах уже проживало несколько семей, ранее записавшихся в московское, стародубское, нежинское купечество. Такое количество богатых семей, живущих в одном селении, для Малороссии XVIII столетия явление исключительное. В городе Чернигове и в городе Новгороде-Северском купеческие семьи исчислялись единицами.

В том же 1782 году клинчане получили ратушное правление (два выборных бурмистра, из купцов, и четыре выборных ратмана, из мещан). В ближайшие годы клинчане завели неслыханную для всего Стародубья новинку: открыли три типографии и стали печатать тысячными тиражами церковную служебную, житийную и учебную литературу. Типографии размещались первое время в бывших амбарах на огородах Дмитрия Васильевича Рукавишникова, Якова Железникова, Федора Карташева, там же, в старой части города, по улице Нижняя Бобылка.

Свидетельством зажиточности клинцовских мещан и купцов стали выросшие в эти годы многокупольные храмы во имя Вознесения Господня и во имя Св. Троицы. 25 – 30-метровые церковные здания с высокими звонницами стали местом поклонения и гордости клинчан, а панорама посада приобрела необыкновенно живописный и красивый вид.

В конце XVIII столетия многие клинчане перенесли свою предпринимательскую деятельность за границу. Бывшие производители мыла сначала брали у польских суконных фабрикантов ткани в выделку, затем стали арендовать их фабричные здания и даже заводить собственные фабрики. Выделанную ткань клинчане сбывали как на польском, так и на российском рынке, продавали в Китай.

Повышение таможенных пошлин на шерстяные ткани польского производства, введенные Россией после Польского мятежа 1830 года, заставило клинчан срочно перенести свое производство из-за границы в Россию, в родные Клинцы. В течение 10 лет с 1830 года в клинцовскую промышленность было вложено до 300 000 рублей серебром. “В середине 1840-х годов в Клинцах – 7 300 жителей, 1080 домов, фабричных предприятий 48, в том числе 13 суконных фабрик, а вся промышленность с годовым оборотом в 1. 336. 600 рублей” (Ф. Евгеньев “Сто лет Клинцовской шерстяной промышленности”, Клинцы, 1926, с. 34 – 35).

Фабричные дворы ожерельем охватили посад с юга и с запада, вдоль речки Туросна, и с севера, вдоль оврага с Рудичным протоком (проспект Ленина у Дома Советов).

В панораме посада появились новые силуэты – фабричные трубы. На месте “родительских” огородов, спускавшихся к реке, выросли “пеналы” фабричных дворов. Прежде тихие улицы Евлановка, Бобылка, Клинцовая, оживились, по ним потянулись обозы с шерстью, с дровами, с готовой продукцией. Днем по улицам спешили курьеры. Утром и вечером шли потоком фабричные рабочие, жители окрестных деревень. В посаде оживилась торговля.

Дешевая рабочая сила приносила клинцовским фабрикантам колоссальные доходы. В богатый посад потянулись мелкие торговцы, ремесленники, мебельщики, скорняки, портные, цирюльники, музыканты, артисты. В посаде растет население, появляются первые школы, почта, телеграф, торговые конторы, постоялые дворы – гостиницы, вырастают купеческие особняки, лавки, магазины. На рубеже XIX и XX веков разворачивается грандиозное строительство. Строится здание Управы с пожарной каланчой, здание Общественного собрания, Новые торговые ряды, банки, электростанция, богадельня для стариков, больницы, гимназии, школы, техническое училище.

Клинчане стремятся, чтобы посад Клинцы не уступал своим обликом не только столице, но и европейскому городу. Каждое новое здание, еще на стадии проекта, подвергается всесторонней оценке: какова стоимость проекта, насколько здание отвечает своему предназначению и не испортит ли вид улицы. Редкие сохранившиеся постройки тех лет и сейчас выделяются изысканным внешним видом, оригинальностью конструкции, все здания неповторимы, каждое из них – это архитектурная “жемчужина”, призванная украсить город.

Настоящими клинцовскими “оазисами” были “Стодол”, от площади и до больницы заселенный специалистами фабрики Барышникова, район “Тепляковщина”, где жили специалисты Глуховской фабрики. Европейская изысканность, проступавшая в отделке зданий, обилие цветников возле каждого дома, травяные лужайки для игры в крокет, безупречная чистота на улице и во дворах, красиво одетые, культурные люди – все это долго хранилось в памяти старых клинчан, как сказка, как сон. “Специалистам” подражали клинчане, благоустраивая свои улицы и дворы. Необыкновенно ухоженными и богатыми были “Городской парк”, “Стодольский парк”, парк “Вьюнка”. По воспоминаниям старых рабочих фабричные дворы и здания блистали чистотой, во всем был порядок. Торжественной красотой отличались церковные погосты – цвинтеры, как называли их в Клинцах. Клинчане помнят неповторимый вид цвинтера возле Петропавловской церкви, возле Троицкой церкви, возле Покрово-Никольской церкви. Наиболее почитаемым было старинное кладбище в ограде Вознесенской церкви, где покоился прах первопоселенцев, почетных Граждан Города, иноков и священнослужителей. Сотни надгробий, неповторимых по своей архитектуре и художественной обработке камня, превращали некрополь в настоящий музей-памятник, подобно известным кладбищам европейских городов.

К 1907 году в посаде с населением около 17 тысяч человек годовой оборот капитала достигает 9 миллионов рублей.

В те годы Клинчане гордятся своим посадом, украшают его, строят общественные здания, особняки, мостят улицы, выкладывают тротуары кирпичом, высаживают деревья. Улицы освещаются не только электрическими фонарями, но и светом витрин магазинов, чайных, кондитерских. В посаде появляется электрический синематограф, работает театр, библиотека, две типографии, выходит “Клинцовская газета”.

Днем в старой части города кипит деловая жизнь, а вечерами Большая улица заполняется толпами гуляющих. Прогуливаются молодые родители с детьми, девочки красуются в ярких платьях с бантами, мальчики в гимназических курточках. Шумными компаниями собирается молодежь, среди них много студентов из Москвы и Петербурга, будущих инженеров, юристов, музыкантов. Возле почтового отделения почтенные граждане покупают свежие газеты, обмениваются политическими новостями. Все это происходило в той части города, которую мы называем “старинной”, “древней”.

Давайте же поспешим туда, в старинную часть города, чтобы прикоснуться к той красоте, к тому богатству города, которые воспеты не одним поколением клинчан, ощутить себя сопричастным истории.

Но, увы! То, что нашим дедам в начале XX столетия казалось вечным, незыблемым, оказавшись в руках строителей коммунизма, стало хрупким, ненужным. Это в цивилизованных государствах люди берегут старые здания, средневековые улицы, даже одноэтажные здания, построенные 300 – 500 лет назад, охраняют бережно с любовью. Жители и власти стремятся сохранить старинный облик деревни или города, передать потомкам красоту, дух старого времени, любовь к истории, к Родине.

В Клинцах после большевистского переворота были национализированы не только фабрики и общественные здания, но и особняки специалистов, купцов, числом более 80. Все они были отданы размножившимся подотделам исполкомов советской власти, а также под общежития и квартиры советских служащих. Нещадная эксплуатация в течение нескольких десятилетий превратила красивые добротные здания в трущобы. Не ищите особняки в старой части города, они уже уничтожены, остались единичные здания. Одно из них, по переулку Богунского полка, напротив Никольской церкви, являет собой пример, как относились арендаторы к сбережению зданий. Не закрыт кровельным железом фронтон, всего 1 квадратный метр, дождевые воды и мороз уже разрушили стену фасада, до фундамента. А “Сельхозмеханизации”, годами владеющей зданием, невдомек, что делать.

Вы уже не найдете в старой части города характерной для старинных русских городов купеческой застройки, с лавками, амбарами, подвалами, с трактирами, закусочными, чайными. Снесено пять церквей, подлинных шедевров деревянного и каменного зодчества. Уничтожены старинные кладбища на церковных погостах. Надгробные камни с могил купцов и Почетных Граждан города распилены и давно украшают могилы могильщиков капитализма. На церковных погостах стоят многоэтажные жилые дома, вокруг них – грязные дворы. Большая улица лишилась многих десятков старинных зданий. Не все они могли быть признаны памятниками архитектуры, но среди уничтоженных зданий многие, кирпичные, отличались не только оригинальной конструкцией, но и неповторимой отделкой фасада. На памяти современников разрушение направленным взрывом здания Русско-Азиатского банка, постройки 1908 года, известного клинчанам как “Дом пионеров”. Подобные утраты, продолжавшиеся на протяжении всего прошлого столетия, “обокрали” клинчан, сделали город “нищим”, лишили клинчан исторической памяти, разорвали связь времен.

Даже названия старинных улиц уничтожены. В книге “Клинцовский летописец”, вышедшей в 2004 году, я специально поместил “План посада Клинцы” 1904 года. Клинчане могут с удивлением узнать, что за годы Советской власти переименованы практически все улицы города, кроме Пушкинской. Зачем это сделано? Каждый город гордится тем, что названия улиц сохраняются столетиями, что никакие политические бури не способны отменить в Праге “Градчаны”, в Киеве “Крещатик”, в Москве “Охотный ряд”, “Маросейку”. Считается, что, если город сохранил неповторимые по своему звучанию названия улиц, то одно это ставит город в ряд уникальных исторических памятников. Клинцы достойны такого звания. Вслушайтесь, как звучно и как красиво назвали клинчане свои улицы: “Верхняя Бобылка”! Ни в каком другом русском городе такого названия нет. Или улица “Евлановка” – это название в России также неповторимо. Каждой улице по 300 лет, они ровесники города. Имя первопоселенца носил “Барышников переулок”. Как прекрасно вернуть названия улиц “Большая”, “Баутовка”, “Ореховка”. “Островская”, “Вознесенская”, “Петропавловская”, “Красноборская”. Отдельно следует сказать о названии улицы “Клинцовая”. Стыдно должно быть клинчанам, вычеркнувшим из памяти это название. Чем провинился старообрядец Клинцов перед большевиками и, в частности, перед Дзержинским?

А чем заслужили Карл Либкнехт, Свердлов, Карл Маркс, чтобы их именами называли улицы, у которых есть свои исторические названия.

Последний, разрушительный удар по старинной части города нанес Генеральный план реконструкции города 1958 – 1960 годов. По этому плану все силы и средства были брошены на индустриальное строительство в восточных районах города. Старую часть города посадили на “голодный паек”, как неперспективную. Прекращен был капитальный ремонт зданий, запрещено новое частное строительство. Район готовили к последующей реконструкции, которая предполагала тотальный снос старинных построек и строительство на их месте пятиэтажных зданий из серого силикатного кирпича. Начавшаяся “перестройка” поломала планы, лишила город промышленности, денег, но сберегла от полного уничтожения старинную часть города. К настоящему времени старую часть города подмяли бы под себя безликие “хрущобы”. Можем ли мы представить себе советские “пятиэтажки” в центре Праги, Брно, Риги, Таллинна, или на месте Собора Парижской Божьей Матери? В Клинцах это возможно.

Мы устали огорчаться, теряя прекрасное. Нас отучили созидать красоту на улицах города. Нас приучили жить в трущобах и молчать.

Но те же последние 15 лет “перестройки” подсказали, как поступить, как сберечь старинную часть города. За опытом можно обратиться в Кострому, откуда пришли первопоселенцы нашего города, в Сергиев Посад, в Коломну, Вологду, Тобольск и другие старинные русские города, где много сделано и делается для возвращения городу его старинного облика.

На прошедшей конференции историков речь шла о том, как сохранить старинную часть города Клинцы от полного разорения и что нужно сделать для этого. Конкретные предложения сводились к следующему:

Создать в Клинцах, в старой части города, охранную историческую зону, объявить “Старый город” заповедным районом, определив его границы и кварталы. Это повысит стоимость земли в старой части города и принесет доход городской казне. Запретить строительство жилых “пятиэтажек”. Здания должны строиться не выше 2-х, 3-х этажей.

Строительство следует вести под контролем архитектора города, который должен предлагать застройщикам проекты фасадов зданий и особняков как в традиции русской городской застройки XIX столетия, так и современные, но красивые и оригинальные. Дополнительный и постоянный доход город будет получать, если разместит в “Старом Городе” рекламные и издательские агентства, построит гостиницы, стилизованные под старинные постройки XIX столетия, сдаст в аренду помещения под рестораны, подвалы под пивные, закусочные, под бильярд, тир, создаст музейные туры и так далее.

Второе, должна быть признана историческим памятником старинная планировка улиц и переулков в “Старом городе”. Последующая застройка должна учитывать кривизну и ширину улиц.

Третье, признать историческим памятником старинные названия улиц в “Старом городе”.

Для подготовки к юбилею города создать комиссию из членов Городской думы, архитектора города, историков и других специалистов для обсуждения поступающих предложений и принятия соответствующих решений.

В клинцовской газете много лет ведется разговор, каким должен быть памятник к 300-летию города. Считаю, что сохранение старой части города, возвращение городу прежних названий улиц станет самым долговечным и достойным памятником тем людям, кто жил и строил город прежде нас. Такой памятник будет тверже камня и долговечней бронзы.

Р.И. Перекрестов