Клинцы – домашняя страница.

 

 

К 300-летию города Клинцы.

 

 

Улица Верхняя Бобылка.

 

 

 

В истории каждого города самыми древними свидетелями истории являются улицы. Деревянные дома живут от 100 до 200 лет, часто горят, жилые дома из кирпича хоть и начали строить в России всего три-четыре столетия назад, но большинство их уничтожено, а улицы как немые свидетели происходивших событий остаются. В Старой Ладоге есть улица «Варяжская», ей тысяча лет. Улица узкая, кривая, но ладожане против того, чтобы спрямить или переименовать улицу, считая её памятником старины. На пути «из варяг в греки» осталось мало памятников. В древнем Смоленске до XX века была своя улица «Варяжская». Но «творцы новейшей истории» переименовали её в Краснофлотскую, вычеркнув из истории города 1000 лет.

Большинство старинных городов России в названиях улиц запечатлели повседневные события: торговлю, промыслы, названия культовых сооружений, направление к ближайшим населенным пунктам. Поэтому во многих городах можно найти Торговую площадь, Сенную площадь, улицы: Базарную, Школьную, Больничную, Мещанскую, Почтовую и тому подобное. Но настоящими памятниками топонимики считаются названия оригинальные, неповторимые, не встречающиеся в других городах. Например, улицы Маросейка, Волхонка, Невский проспект, Крещатик, Дерибасовская. По одному названию улицы мы знаем, о каком городе идет речь. И ни в каком другом городе таких названий не сыщешь. А в Переславле-Залесском есть Берендеев переулок. Каждый русский человек слыхал о Берендеевом царстве, Берендеевом озере, но что это сказочное озеро находилось в Переславской земле, об этом говорит название переулка. Нигде таких названий нет.

Город Клинцы, имея короткую историю, всего-то 300 лет, как у большинства американских городов, вобрал в себя столько событий в культурной, предпринимательской, духовной жизни, что одно описание их составит несколько томов, да и стариной за 300 лет пообзавелся. В Клинцах есть старинные названия улиц, которые можно было встретить во многих других городах: Большая, Торговая, Вознесенская, Троицкая, Петропавловская.

В то же время в Клинцах есть улицы, названия которых отразили своеобразный и неповторимый жизненный уклад посада Клинцы XVIII столетия. Подобных названий улиц нет ни в одном городе.

Например, улица Клинцова, переулок Барышников, улица Евлановка, ровесники города, которые свидетельствуют то, что именно здесь началось заселение слободы и о том, кто были первопоселенцами. Улица Кумпановка (Пушкинская) хранит память о квартировавших в Клинцах в середине XVIII века «кумпанейских полках». Улица Желтова, улица Пентегина, улица Писаревка, Ковалевка, Филатова и многие другие запечатлели имена и фамилии людей, игравших заметную роль в предпринимательской и общественной жизни посада и живших на этой улице с момента зарождения улицы.

Сегодня речь пойдет об улице Бобылка.

На карте города Клинцы начала XX столетия можно отыскать две улицы с таким названием: Верхняя Бобылка и Нижняя Бобылка. Нижняя – это улица им. Богунского полка, Верхняя – это переулок им. Богунского полка.

Чтобы представить себе происхождение названия «Бобылка», нужно заглянуть в ранний период заселения слободы Клинцы. Первопоселенцы: Барышниковы, Исаевы, Ильенковы, Карлины, Щербаковы, братья Клинцы и другие начали селиться в той части Большого Клинцовского холма, которая была обращена на юго-восток и ограничивалась с юга рекой Туросной Картавой, а с востока заболоченной низиной, получившей название Пожня. Это низкое место каждый год покрывали вешние воды, а после Троицы на Пожне косили траву, накашивали до 20 возов сена.

Первопоселенцы получили от помещика Бороздны право ставить «двор», то есть, помимо усадебной земли, состоящей из селидебной и огородной земли, осваивать землю под пашню. Для освоения пахотной земли нужно было выжигать лес, корчевать пни. Таким образом, крестьянин в деревне, а обыватель в слободе, имеющий пахотный надел, считался дворовладельцем

В писцовых книгах XVII столетия, составлявшихся с целью учета налогоплательщиков и их способности платить налог с засеваемой земли, единицами учета были дворы: пашенный «крестьянский» и «бобыльский».

В переписях старообрядческих слобод, проводившихся в начале XVIII столетия, переписчики учитывали две категории: «двор» и «бездворная изба». Слово «двор» выступало в роли единицы налогового учета. Обыватель слободы, имеющий пахотные земли, записывался как дворовладелец. Безземельный, или беспашенный обыватель слободы записывался как «бездворный», то есть «бобыль».

Система подворного обложения налогом крестьян, имеющих пахотные земли, была несовершенной. Крестьяне объединяли несколько хозяйств в один «двор» и в складчину платили налог с одного двора, укрывая от сборщиков налогов значительные деньги.

Заселяя в 1707 году слободу Клинцы, крестьяне старообрядцы, мужики зрелые, в возрасте, знавшие хорошо, что такое налог и как от него уклониться, на своем селидбном участке (на усадьбе) селили несколько семей «соседей», которые в складчину и должны были платить «дворовый налог». Заселяя слободу, крестьяне сразу закладывали основание будущих налоговых отношений с землевладельцем Бороздной.

Но через восемь лет, в 1715 году, старообрядческие поселения Стародубья были изъяты у прежних землевладельцев (помещиков), сведены в единую Государеву волость описных раскольничьи слобод Малороссии.

Проведение переписи обывателей создаваемой «государевой раскольничьей волости» и обложение их налогом совпало с подготовкой реформы налогообложения. Петр I потребовал, чтобы переписи (ревизии) учитывали не крестьянские «дворы», а «ревизские души» мужского пола. Теперь каждая «ревизская душа», а не «двор» облагалась налогом. Реформа налогообложения уже по первой ревизии дала значительную прибавку налоговых поступлений в казну, что оправдывало введение подушного налогообложения.

Подушное налогообложение в государевой раскольничьей волости Малороссии было введено с 1718 года. Иллюзии клинчан относительно выплаты «дворового налога» в складчину сразу улетучились, а «соседи», поселенные на усадьбе, остались жить на прежнем месте.

Реформа налогообложения началась в центральной части России, первая ревизия была проведена в 1722 – 1725 годах. В Малороссии, в составе которой находились тогда старообрядческие слободы Стародубья, реформа налогообложения задержалась до середины XVIII столетия, что нашло отражение в структуре учета как коренного населения, так и обывателей Государевой волости.

В «компутах» 1723 года, то есть в переписях казачьего населения Малороссии, учитывались «дворы» и «бобыльские хаты». В 1730 году при переписи всего населения Стародубского полка учет велся по «дворам» и «бездворным хатам». Переписи обывателей старообрядческих слобод Малороссии 1729, 1736, 1767 годов представляют некий сплав «писцовых книг» и «ревизских сказок», где учет налогоплательщиков ведется одновременно по «дворам», «бездворным избам» и по «ревизским душам».

Поэтому, читая переписи обывателей слободы Клинцы 1767 года, можно ясно видеть, кто из клинчан «дворовладелец», а кто «бобыль» и как они распределены внутри слободы.

 Примечательно, что владельцы «дворов» представлены, в основном, первопоселенцами и старожилами. Новоселы, как правило, дворов не имеют и числятся как владельцы «бездворных изб». Больше всего «дворов» в 1767 году находилось в районе улицы Клинцова (ул. Дзержинского) и улицы Евлановки (ул. Свердлова), в восточном конце слободы.

Западный конец слободы стал заселяться с конца 1730-х годов переселенцами из-за Польской границы. Новоселы, занимавшиеся торговлей и промыслом, не стремились обзавестись пахотным наделом и, по сути, оставаясь «бобылями». Поэтому перепись 1767 года отметила, что в западном конце слободы стоят в основном «бездворные избы», то есть в них живут «бобыли» – бездворные обыватели слободы. Редко у кого из них есть пахотная земля, купленная у первопоселенцев. Но те, кто приобрел «двор», то есть пахотный надел, в отличие от первопоселенцев не селит на своей усадьбе «соседей» – теперь нет возможности платить налоги в складчину. Таким образом, подушная система налогообложения, исключив прежние способы ухода от налогов, существенно повлияла на характер расселения обывателей в слободе.

 При таком раскладе выходит, что в устах старожилов «дворовладельцев», жителей восточного конца слободы, западный конец слободы Клинцы должен был называться «бобыльский» конец. Посмотрим, кто же такие клинцовские «бобыли».

В представлении людей XX столетия «бобыль» – это малоимущий человек и даже бессемейный. В словаре В.И. Даля «Бобыль – крестьянин, не владеющий землей, не потому, чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, безтягольный, нетяглый; одинокий бездомок; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах. Бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы были и дочери».

Такое  значение слова «бобыль» существовало со времен раннего средневековья и нашло отражение в официальных документах, в основном в «писцовых книгах», составлявшихся с определенной периодичностью для выявления налогоспособного населения. Налог брался с  семьи, обрабатывающей пашенный надел земли, поэтому в писцовых книгах крестьяне делились на дворовладельцев, имевших пашенную землю, и на бобылей, не имевших пашенной земли. Бобыли платили половинный налог или вовсе освобождались от налога.

Но не все значения слова «бобыль» попали в словарь В.И. Даля. В XVII столетии в связи с бурным развитием внутреннего российского рынка бобыли расслоились.

Разыскивая в архиве среди жителей Дворцовой Даниловской волости Костромского уезда людей с фамилией Клинец, я обнаружил интересный документ, составленный 1679 году. При проведении очередной переписи населения и составления писцовых книг переписчики столкнулись с большим количеством «беспашенных бобылей», которые согласно существовавшим правилам должны были платить половинный налог. Но эти «беспашенные бобыли» были намного богаче любого «пашенного» крестьянина – «дворовладельца». Поэтому «бобылей» выделили в отдельный список и записали как «посацкие беспашенные бобыли» села Даниловского. Читая фамилии «беспашенных бобылей»: Овчинниковы, Кардашевы, Мясниковы, Крашенинниковы, Синельниковы, Кожемякины, Рукавишниковы, Токаревы, Кузнецовы, Мельниковы, Кирпичниковы, становится ясно, каким способом зарабатывали они пропитание. Сами фамилии говорят, что это были ремесленные и торговые люди, которым пашенный надел не был уже нужен. То есть, ко второй половине XVII столетия бобыли расслоились на бедных беспашенных и на зажиточных беспашенных, занимающихся промыслами. В существовавшей тогда сословной иерархии места таким зажиточным крестьянам не было. Если бы они были жителями города, то могли стать посадскими людьми. Оставаясь крестьянами, жителями сел и деревень, они подпадали под графу «непашенный бобыль». В научной литературе таких крестьян XVII столетия называют «торгующие крестьяне». Вопрос о сословной принадлежности богатых «торгующих крестьян», равно как и «торгующих обывателей» слобод, долго не находил решения. А в Малороссии, где реформа налогообложения запоздала на несколько десятилетий, где административная реформа была проведена только при Екатерине II, вопрос о богатых бобылях оставался не решенным еще дольше, создавая препятствия для развития капиталистических отношений. В 1767 году клинцовские обыватели обращались в правительство с просьбой сделать Клинцы городом, чтобы появилась возможность богатым торгующим обывателям (беспашенным бобылям) приписаться к купеческому или мещанскому сословию и получить соответствующие сословные привилегии.

 

 Вот такого рода «беспашенные бобыли» и заселили западный конец слободы Клинцы. Здесь жили предприимчивые и богатые люди. Среди них будущие книгоиздатели Рукавишников, Карташевы, Железниковы, богатые купцы Аксеновы, Степунины, Синельниковы, Крашенинниковы.

Поэтому Верхняя Бобылка в середине XVIII столетия – это улица богатых обывателей слободы, а после 1782 год, когда слобода стала посадом, и обыватели записались кто в мещанство, кто в купечество, основное население улицы Бобылки было представлено богатыми мещанами и купцами посада.

Снова обратимся к словарю В.И. Даля. «Бобылка, бобылька – бездомная и бедная вдова, одинокая, бесприютная, обыкновенно живущая в людях по задворкам или в келейках, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения».

С начала 1760-х годов, когда царскими указами разрешено было иночествующим старообрядцам (чернецам и черницам) возвращаться из-за границы и селиться в старообрядческих слободах, богатые жители улицы Верхняя Бобылка, движимые богоугодными побуждениями души, дали приют многочисленным инокиням, приходившим и селившимся маленькими общинами, по несколько человек. Первыми, кто получил приют на улице Верхняя Бобылка, стали инокини, переселившиеся из Польши, затем в Клинцы потянулись жители разных городов России. Это были дочери и вдовы купцов, мещан, в том числе и из Клинцов. Всех иночествующих женщин принять и расселить на улице Верхней Бобылке оказалось невозможным, поэтому им было отведено место на Пустынском холме. Там очень скоро образовалось монастырское поселение, Успенская пустынь, со своей часовней. Теперь на месте Успенской пустыни стоят здания РЖСКТ и банк по ул. Парижской Коммуны. А на улице Верхняя Бобылка остались жить самые богатые инокини. Кельи для иноческого подвига, поставленные на усадьбе благотворителей, женщины выкупали у владельцев или получали в порядке дарения от богатых клинцовских родственников. Инокини занимались шитьем, вышивкой и обучением детей начальной грамоте, что приносило им хороший доход. Известны названия общин, живших на Верхней Бобылке: обитель «Тисейная», обитель «Княжья». В «Княжьей» жила инокиня, вдова княгиня Гагарина. Сохранившиеся завещания и купчие крепости свидетельствуют об обеспеченности большинства инокинь.

Можно полагать, что в названии улицы «Бобылка» запечатлено два исторических явления: то, что первопоселенцами улицы были «бобыли», и то, что спустя два десятилетия здесь стали селиться инокини – «бобылки».

Почему же в Клинцах образовалось две улицы Бобылки: Верхняя Бобылка и Нижняя Бобылка. Такой же вопрос можно поставить и в отношении улиц Верхняя Клинцовая и Нижняя Клинцовая.

Для этого нужно обратить внимание на традицию обустройства крестьянского подворья в деревнях Костромского, Ярославского края и более северных земель. Первые поселенцы слободы Клинцы были выходцами из северных и восточных уездов России.

До сих пор в деревнях названных областей жилая часть усадьбы располагается на возвышенной части берега реки или озера. Дом своей лицевой стороной, изукрашенный резьбой по дереву или красками, обращен к улице. В тылу селидебного участка расположены хозяйственные постройки: амбар, поветь. Еще ниже, по склону холма расположены огороды. Там же в огороде – баня. А еще ниже, на затопляемых вешними водами землях, сенокос. Между жилой (селидебной) частью усадьбы и огородами оставлен узкий проезд для хозяйственных нужд: подвезти дрова, сено, вывести навоз. Такой хозяйственный проезд соединяет все соседние усадьбы и расположен практически вдоль подошвы холма, на котором разместилась деревня.

По такому же принципу селились крестьяне, приходившие в Клинцы. Нижняя Бобылка, местами шириной для проезда телеги – это бывший проезд между жилой частью усадьбы и огородами, спускавшимися до самого берега реки Туросны (Московка). Нижняя Бобылка идет вдоль подошвы Большого Клинцовского холма, повторяя его очертание. Когда в Клинцах началось бурное развитие промышленности, клинчане на своих огородах стали строить фабричные сараи и цеха. Следы промышленного освоения огородов сохранились до сих пор. Пройдя по улице Нижней Бобылке (ул. Богунского полка), можно заметить бывшие фабричные дворы, похожие на «пеналы». Ширина двора соответствует ширине огорода, по середине двора идет проезд, спускающийся к реке, а по сторонам проезда стоят бывшие фабричные сараи, амбары и другие постройки, своими задними стенами упирающиеся в забор, поставленный когда-то на огородной меже. «Тепляковщина» – это тоже бывший огород, превращенный в фабричный двор, а затем приспособленный для жилья.

Описанная выше структура деревенского поселения сохранилась на Солодовке. Существующий ныне Солодовский переулок, идущий вдоль основания Солодовского холма, изначально служил как хозяйственный проезд между жилой частью и огородами.

Фабричная деятельность в Клинцах изменила назначение тыловых хозяйственных проездов. Теперь по Нижней Бобылке шли на работу и с работы сотни фабричных рабочих и служащих, поезда из десятков телег везли на фабрики сырье, дрова, машины, а с фабрик вывозили готовую продукцию. На той стороне проезда, где раньше были огороды, бани и редкие хозяйственные постройки, выросли фабричные здания и отдельные жилые здания. Там, где не принято было строить по причине весеннего затопления паводком, кипела фабричная жизнь. Весной на короткое время цеха оказывались под водой, но это не останавливало заводчиков. Бывшие тыловые проезды стали называться Улицами.

Улица Верхняя Бобылка с самого основания была парадной, ухоженной. Перед окнами изб росли цветы, а у забора стояла скамеечка (лавочка). У ворот большинства усадеб обязательно лежал громадный гранитный камень, свидетель принадлежности хозяина к купеческому сословию. Хозяин на дрожках подъезжал к избе не с Нижней улицы, а с Верхней. С Верхней улицы встречали гостей. Улица перед домом всегда была выметена от мусора. В праздничные дни дорожку перед домом  посыпали желтым песочком и по песочку всем семейством отправлялись в церковь, а потом встречали гостей.

Верхняя Бобылка своим лицом была обращена к самому святому и по читаемому жителями посада месту – к Вознесенской церкви. На цвинтере стояли два церковных здания Вознесенская церковь и церковь Архангела Михаила, а также колокольня с часами. Западная часть цвинтера представляла старинное кладбище, где покоились первопоселенцы слободы, инокини и почетные граждане. Вдоль кладбищенской ограды и на цвинтере росли старые клены, липы, дубы. Между храмами были устроены цветники. Улица Верхняя Бобылка была самым уютным и красивым местом в посаде.

Следует сказать еще несколько слов о Нижней Бобылке. Стремление перенимать на западе лучшее и прививать это лучшее на своей родине, подвигло клинцовских фабрикантов к строительству фабричных зданий, цехов, не уступающих западным образцам ни в оснащенности, ни во внешнем оформлении. Сравнивая внешний облик фабричных зданий советской постройки и дореволюционной постройки, замечаешь, что до революции в оформлении фабричных зданий участвовал архитектор. Дома для специалистов также были построены по специальному проекту. Сохранившиеся дворовые постройки по адресу ул. Богунского Полка 3 и 5 свидетельствуют о высоком вкусе заказчика. Мы еще не осознали, что старые фабричные здания Стодольской и Глуховской фабрик в Клинцах – это памятники промышленной архитектуры XIX столетия. А изящный кирпичный каретный сарай во дворе дома № 5, по улице Богунского Полка разве не памятник архитектуры? И кирпичный сарай на треугольной площади Сапожкова, все по той же улице, еще один памятник архитектуры. Эти старинные здания любят фотографировать заезжие бывшие клинчане и рисовать местные художники. А двухэтажное здание возле входа на Тепляковщину, принадлежавшее  некогда чулочному фабриканту Клапцову, интересно не только своей лепниной вокруг окон, но и уникальностью конструкции. Здание имеет сводчатые кирпичные перекрытия между первым и вторым этажом. Таких жилых зданий с кирпичными сводчатыми перекрытиями в Москве остались единицы, их берегут, как памятники старины. Клинчане даже не знают, какими памятниками старины они богаты и доводят  старинные здания до полного износа с последующим разрушением. Улицы Верхняя и Нижняя Бобылки за годы Советской власти лишились нескольких десятков старинных особняков, некогда добротных и красивых. Улицы утратили свой прежний «лоск», брошенные дома стали приютом для бездомных людей.

 По воспоминаниям Оксаны Иосифовны Курцвайль, Тепляковщина в дореволюционные годы, когда там жили специалисты, в основном немцы, могла уподобиться культурному «оазису». Дома и заборчики покрашены, вокруг много цветов, виноград, перед каждым домом цвели розы, средняя часть улицы была превращена в лужайку, на которой няни в белых передниках с кружевами выгуливали малышей из многодетных немецких семей. Чистота. Опрятность. Ворота на Тепляковщину на ночь закрывались, чтобы не впустить лихого человека. Воротные петли до сих пор видны в стене. Но и вся улица Нижняя Бобылка была ухоженной и красивой.

В годы Советской власти Оксана Курцвайль жила по улице Верхняя Бобылка и была свидетелем, как постепенно разрушались здания, взятые Горжилотделом на свое попечение, как умирала старая часть города, лишившаяся богатых домовладельцев, как сносили церкви, как безбожники надругались над могилами предков.

Какова же дальнейшая судьба Старого города? Есть два пути. Первый: кварталы Старого города перепланировать, улицы спрямить, расширить, снести старинные здания, весь Большой Клинцовский холм застроить похожими друг на друга серыми многоэтажными домами-коробками. При этом навсегда будет уничтожена память о прошлом замечательного русского города Клинцы.

Можно поступить иначе, как это делают сейчас во многих русских городах: сохранить старинную планировку кварталов, улиц и переулков, объявив эти кварталы охранной культурной зоной, разрешить строительство одно-двухэтажных зданий по индивидуальному проекту, согласованному с архитектором города, привести в порядок улицы, замостить их булыжником, сделать тротуары, поставить светильники и постепенно восстановить утраченную прелесть исторического уголка города. Сохраненная старинная часть города превратится в памятник старины, и чем старше будет город, тем с большей любовью будут взирать на него клинчане.

Мы должны также вернуть улицам их старинные названия. Пусть улица Богунского полка носит свое нынешнее название, а переулку Богунского полка вернем его древнее название «Верхняя Бобылка». Такого названия улицы нет ни в одном русском городе. Само название улицы – это памятник.

Пройдут годы. Городу Клинцы будет 500 лет, 800 лет. Но то, что сохраним и восстановим сегодня мы – останется на века.

 

 

Р. Перекрестов